Работа с AutoCAD 10-й версии (3 часть)

Штриховка


Когда мы пытаемся вытащить что-нибудь одно,

оказывается, что оно связано со  всем остальным.

Из законов Мэрфи

 

Штриховка отдельных областей чертежа - прямо-таки напрашивающаяся на автоматизацию задача. Казалось бы, все просто - указываем точку внутри области, которую надо заштриховать, а Автокад делает все остальное. Увы, такая возможность появилась только в последних версиях Автокада, да и то она не всегда правильно работает.

ДЛЯ ШТРИХОВКИ ОБЛАСТИ ЧЕРТЕЖА НЕОБХОДИМО СНАЧАЛА ЕДИНОЙ ЗАМКНУТОЙ ПОЛИЛИНИЕЙ ОБВЕСТИ ПЕРИМЕТР ЭТОЙ ОБЛАСТИ, А ПОСЛЕ ШТРИХОВКИ ЭТОТ ЗАМКНУТЫЙ КОНТУР УДАЛИТЬ.

Наличие  замкнутого контура гарантирует, что штриховка будет выполнена правильно.

Рисование полилинии поверх уже нарисованных - занятие не слишком вдохновляющее. Есть два способа облегчить себе жизнь:

1.    Рисуйте контур другим цветом, например, зеленым. Для этого можно с клавиатуры ввести команду Цвет и указать номер цвета: 1 - красный; 2 - желтый; 3 - зеленый; 4 - голубой; 5 - синий: 6 - фиолетовый; 7 - белый. Не забудьте перед штрихованием установить красный цвет - цвет тонких линий, а также сплошной тип линии.

2.    Разумеется, отрисовать контур можно, только пользуясь объектной привязкой. Однако весьма утомительно, обходя контур из 20 точек, всякий раз лазить в меню объектной привязки. Включите постоянную объектную привязку при помощи команды Привяжи. Она также вводится с клавиатуры, а затем указывается вид привязки (Кон, Нор и др.) Отключается постоянная объектная привязка командой с клавиатуры ПривяжиàНич.

3.    Чтобы контур гарантированно был замкнутым, настоятельно рекомендуется последний сегмент проводить при помощи ключевого слова Замкни.

Итак, контур области штриховки нарисован. Теперь в меню "Рисуй" выбираем пункт "Штриховка". Открывается ранее не встречавшийся нам элемент интерфейса - графическое меню. В данном случае оно предназначено для выбора типа штриховки, который зависит от материала детали. Чтобы выбрать нужный тип, надо щелкнуть курсором мыши не по самой картинке с эскизом, а по расположенному слева от нее прямоугольнику, который меняет цвет, когда оказывается под курсором. Обратите внимание, что меню состоит из нескольких страниц, которые можно листать при помощи пунктов "Предыдущий...Последующий".




Далее нужно указать масштаб штриховки - условное численное значение, определяющее расстояние между штрихами. Одна единица масштаба равна расстоянию в 0,125мм. Таким образом, чтобы получить расстояние между штрихами в 10мм, нужно ввести значение 10/0,125=80. Наиболее ходовые значения масштаба лежат в диапазоне 40...60.


После масштаба указывается угол наклона. Не нужно вводить 45o - штриховка уже наклонена на эту величину. Угол наклона может быть 0 o или 90o (рисунок 1).
                                  0 o                                                              90o
Рисунок 1 - Угол наклона штриховки (материал детали - металл)
Наконец, на запрос "Выберите объекты:" следует указать один-единственный примитив - замкнутый контур штриховки. Поскольку он был отрисован последним, проще всего ввести ключевое слово выбора примитивов "Посл". Остается удалить контур. Попасть в него мышью сложно, поэтому ничего не остается, как увеличить маленький участок контура во весь экран и уже после этого удалять его, иначе есть большие шансы стереть не контур, а с таким трудом изготовленную штриховку. Удаление контура может шокировать - на экране исчезают и бывшие под ним примитивы, остается вообще пустое черное место. Спокойно! В Автокаде ничто никуда бесследно не исчезает. Нужно всего лишь перерисовать чертеж на экране, выполнив пункт меню "ДисплейàРеген" или включив и выключив сетку.
Особую осторожность следует проявлять при штриховках симметричных деталей, отрисовываемых с  помощью зеркального отражения. Если нанести штриховку на одну половину, а затем выполнить отражение, получится невероятная штриховка "елочкой". Следует поступать так: на одной половине детали рисуется контур штриховки, но не заштриховывается. Затем выполняется отражение детали и контура. И, наконец, оба контура по отдельности штрихуются и стираются.
Полученная штриховка - единый примитив. Геометрию ее изменить невозможно, можно только удалить штриховку и сделать все заново. Увы, изредка Автокад ошибается, и несколько отрезков штриховки вылезают за контур. В наказание за такое поведение к штриховке следует применить команду со страшным именем "Расчлени" (в оригинале она называется не лучше - Explode,
т.е. "взорви"), находящуюся в меню "Редактирование". После расчленения штриховка распадается на отдельные отрезки. Правда, от пережитого ужаса она забывает, какого цвета была. Придется перекрасить все ее отрезки в красный цвет при помощи меню "УстановкиàИзменить цвет линии". Но зато теперь отрезки можно удалять и даже укорачивать. А как это сделать, мы сейчас узнаем.

Содержание раздела